?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Лев Толстой, Ярослава Пулинович…

Многие могут спросить, что или кто дал мне право поставить этих личностей русской литературы в одну линию, да собственно и что у них общего, ведь их разделяют не просто года, а века…

…Да действительно Лев Николаевич Толстой родился в 19 веке, если быть точнее, то 28 августа 1828 года, Ярослава Пулинович дитя века 20 да и живет она в нашем 21 веке, вполне себе личность современная, по этому признаку действительно никаких соприкосновений, однако соприкосновение есть и достаточно значимое.

Итак, давайте разбираться подробнее…

 

Всем нам известна, еще со школьной скамьи, трилогия Льва Николаевича Толстого – «Детство. Отрочество. Юность.» именно эта трилогия или, если быть точнее, вторая ее часть является жирной точкой соприкосновения великого классика русской литературы и современного уральского автора…

Ярослава Пулинович является автором инсценировки Отрочества, которая легла в основу нового спектакля пермского ТЮЗа.

 

Лев Николаевич Толстой,

Ярослава Пулинович

15 сентября 2011 года, город Пермь, ул.Екатерининская, 68, Пермский ТЮЗ.

 

Отрочество… Каким оно было для Вас? Задумывались ли вы об этом?..

А может быть уже забыли? Неудивительно… Когда это было, да и было ли?.. Ведь уже никто не поверит Вам, что Вы были маленькими мальчиками и девочками, как никто не верит бабушке Николеньки Иртеньева, но обо всем подробней…

Обращаясь к основам отрочества можно сказать, что это магическое время, время переходное, спорное, тяжелое, а как вы хотели… Отрочество – это инициация, когда человек через муки, слава богу, не телесные, а душевные, хотя быть может еще более тяжелые, перерождается, выходит на новый этап жизни…

Ну, как, просыпаются воспоминания?

Безусловно, отрочество, это тяжелое время, отрочество – это пустыня одиночества, как великолепно замечает Лев Николаевич… Пустыня одиночества, непонимания, ненужности…

Все эти наблюдения классика вошли в спектакль, поставленный мастерами своего дела в ТЮЗе.

Пустыня одиночества чувствуется с первых минут спектакля, пустыня эта выражается в первую очередь в удачном оформлении сцены, выполненным  Ирэной Ярутис. На сцене минимум декораций – комнатный рояль, времен Толстого, специальный табурет, знакомый всем, кто учился музыкальному делу, да пожалуй что и все, на сцене представлен дом, в котором живет семья Иртеньевых, но сцена холодна и пустынна, но не все так просто с оформлением в данном спектакле, сцена здесь не просто паустыня, сцена  – это некий чистый лист, новый лист жизни Николеньки Иртеньева, на которым он в начале действа еще неокрепшей, детской рукой выводит слово – «ДЕТСТВО», которое вмиг зачеркивает и гордо, с пониманием дела пишет - «ОТРОЧЕСТВО», в финале спектакля тажа рука, но уже повзрослевшего Николеньки, шагнувшего на ступень юности легким росчерком пера пишет последнее слово этой страницы, слово «ЮНОСТЬ», слово которое открывает новую страницу в блокноте с названием Жизнь. Весьма интересно выполнено третье пространство сцены – дом графини, бабушки (Ирина Павловна Сахно) Николеньки (Артем Радостев), его брата Володи (Дмитрий Скорницкий) и сестры Любочки (Елизавета Мушегова), дом графини – это метафорическое изображение мира взрослого, правда взгляд на этот мир дан глазами не Ирэны Ярутис, а Николеньки, отрока, для Николенки все в этом мире не на своих местах, все перевернуто, все не так. В оформление очень ярко показано одиночество и непонимание, однако эта тема инициации Николеньки ярко проявилось не только в оформлении, но и как в любом хорошем художественном произведении, проходит через все составляющие этого творения. Николеньке чужда новая сущность, новое нутро, это ярко показано через пластику главного героя, вообще пластика, которой занималась Татьяна Безменова, каждого актера очень сильно помогает в раскрытии образов героев, помогает постичь характер образа. Так же стоит обратить внимание на костюмы, эскизы которых создавала Ирэна Ярутис. В начале спектакля все герои облачены в белые одежды, это виденье Николеньки, в мире нет зла, все белые и пушистые, однако с течением времени Николенька постигает, то что люди злы, несправедливы и все герои за исключением маменьки (Татьяна Гладнева) одеваются в черные одежды, люди противопоставлены этому белому миру, в котором нет зла, но герой не замечает, как сам постепенно одевается в эту черную одежду. Но черная одежда - это еще и траур, траур не только по скончавшейся матери Николеньки, но и траур по уходящему детству.
Одним из ярчайших моментов спектакля является сон Николеньки. Николеньке снится император Наполеон (Дмитрий Юрков), который наказывает гувернера (Таджибаев Эркин) плетью, вообще это не просто яркая, комическая сцена, это один из смыслообразующих элементов спектакля. Наполеон наказывает не просто гувернера, он наказывает все несправедливое общество взрослых, он наказывает взрослых, которые не понимают Николеньку.
Добро должно восторжествовать и оно торжествует.

Спектакль Отрочество режиссера Владимира Гурфинкеля, действительно получился очень Толстовский, очень точный во всех деталях во всех слагаемых великолепного единого не распадающегося на детали (что сейчас редко) театрального произведения.

БРАВО и НИЗКИЙ ПОКЛОН ТАЛАНТУ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, работавшего над спектаклем ОТРОЧЕСТВО!!!